Комментарий к статье 20. Основания возникновения и приобретения права недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”
1. Право недропользования возникает на основании:
1) лицензии на недропользование;
2) контракта на недропользование.
2. Право недропользования приобретается в случаях:
1) предоставления права недропользования;
2) перехода права недропользования (доли в праве недропользования) на основании гражданско-правовых сделок;
3) перехода права недропользования в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица, за исключением преобразования либо наследования.
________________________________________________________________________________________
(Ерешев Д.Е., Ильясова К.М.)
1. Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. не содержал отдельной статьи, посвященной вопросу об основаниях возникновения и приобретения права недропользования, так как в тот период право недропользования как институт вещного права не был сформирован, хотя право пользования недрами в Кодексе 1992 г. упоминалось. Указанный Кодекс содержал нормы о предоставлении недр для отдельных видов пользования недрами: геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях (статьи 12, 13). Порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях определялся, например, в ст. 15. Для приобретения права пользования недрами для таких целей лицу необходимо было согласно п. 1 указанной статьи: 1) получить по заявке акт на горный отвод в органах Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан; 2) решить вопрос согласования места расположения предприятия (объекта) и предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Казахской ССР; 3) обеспечивать проведение проектно-изыскательских работ, разработку проекта на пользование недрами и его экспертизу; 4) заключить договор на пользование участком недр.
Однако, этого было недостаточно для приобретения права пользования недрами. Так, п. 2 ст. 15 Кодекса о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. предусматривал, что "регистрация в органах Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан акта на горный отвод, разрешения на земельный отвод, проекта на пользование недрами, договора о предоставлении участка недр в пользование является основанием возникновения права пользования недрами для добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях". Из указанной нормы следовало, что возникновение права пользования недрами было связано с регистрацией соответствующих документов в государственном органе. Таким образом, Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. для целей приобретения права пользования недрами придавал регистрации указанных документов правообразующее значение.
Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. не давал при этом специального определения понятия "права пользования недрами". Согласно п. 1 ст. 11 указанного Кодекса пользователи недрами имели право пользоваться недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены. В п. 2 указанной статьи предусматривались основные обязанности пользователей недрами. Таким образом, содержание права пользования недрами определялось посредством установления прав и обязанностей пользователей.
Следует также особо отметить, что Кодекс 1992 г. не предусматривал возможность оборота права пользования недрами. По этой причине вопросы перехода права пользования недрами в нем не регулировались.
Право недропользования как имущественное право было впервые сформулировано и закреплено в Указе о недрах 1996 г. Как и в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г., возникновение права недропользования согласно Указу о недрах 1996 г. было обусловлено наступлением определенных юридических фактов (юридических составов). В частности, согласно ст. 12 Указа о недрах 1996 г. право недропользования возникало путем:
предоставления;
передачи;
перехода в порядке универсального правопреемства.
Главное отличие Указа о недрах 1996 г. от Кодекса о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. заключалось не только в способах и в порядке предоставления права недропользования, но и в возможности оборота права недропользования путем передачи от одного лица к другому либо перехода в порядке универсального правопреемства.
При этом передача права недропользования и переход права недропользования в порядке универсального правопреемства рассматривались как способы возникновения права недропользования. Данный подход был основан на фиксации конкретного субъекта в определенный момент времени в качестве обладателя права недропользования, что верно с позиции субъекта. Право недропользования может принадлежать одному или нескольким определенным субъектам, оно входит в состав имущества недропользователей и является предметом оборота.
Этот же подход был заложен и в Законе о недрах 2010 г., который также связывал возникновение права недропользования с определенными юридическими фактами, имеющими место при предоставлении, передаче или переходе права недропользования в порядке правопреемства.
Подход законодателя к основаниям возникновения права недропользования в Казахстане неоднократно менялся. Согласно Кодексу о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. это зависело от вида пользования недрами и национальной принадлежности субъекта (статьи 12-20). Например, для геологического изучения недра предоставлялись на условиях конкурса Правительством Республики Казахстан: 1) предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам Республики Казахстан на основании проекта на геологическое изучение; 2) предприятиям с иностранным участием, иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии. Помимо этого, для начала работ по геологическому изучению недр требовалась регистрация проекта на геологическое изучение и разрешения на
занятие земельного участка для изыскательских работ, контракта или концессии в органах Министерства геологии и охраны недр Республики Казахстан (ст. 12).
Согласно Указу о нефти 1995 г. и Указу о недрах 1996 г. в первоначальных редакциях для получения права недропользования необходимо было получить лицензию с последующим заключением контракта на недропользование. Законом Республики Казахстан от 11 августа 1999 г. № 467-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан" (далее – Закон РК от 11.08.1999 г.) в Указ о недрах 1996 г. и Указ о нефти 1995 г. были внесены изменения, согласно которым смешанная лицензионно-контрактная система была заменена на контрактную. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Указ о недрах Законом РК от 01.12.04 г. № 2-III "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан" для отдельных видов полезных ископаемых (подземные воды) и видов использования недр (строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей) контрактная система была заменена на разрешительную.
Контрактная или разрешительная система (для определенных случаев) предоставления права недропользования также сохранилась в Законе о недрах 2010 г.
Следует отметить, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством РК о недрах и недропользовании предусматривался специальный правовой режим предоставления права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых для удовлетворения собственных нужд собственников и землепользователей в пределах принадлежащих им земельных участков и добычи ими подземных вод. Согласно положениям Кодекса о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. право на добычу ОПИ и пресных подземных вод возникало после получения разрешения местного Совета народных депутатов (п. 2 ст. 17). Согласно Закону о недрах 1996 г. предоставление права недропользования на добычу ОПИ для собственных нужд и подземных вод в объемах, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, производилась одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находятся ОПИ и подземные воды, в частную собственность или землепользование. При предоставлении земельного участка во временное землепользование условия пользования ОПИ для собственных нужд и подземными водами в объемах, не превышающих пятидесяти кубических метров в сутки, могли быть оговорены договором о временном
землепользовании (п. 4 ст. 13). В Законе о недрах 2010 г. (п. 9 ст. 35) предусматривались нормы, аналогичные нормам, предусмотренным в Законе о недрах 1996 г.
С принятием Кодекса о недрах в сфере недропользования действует как лицензионная, так и контрактная система. В отличие от законодательства, действовавшего до 01.08.1999 г., в Кодексе о недрах как лицензия, так и контракт являются самостоятельными основаниями возникновения права недропользования в зависимости от видов операций по недропользованию и (или) видов полезных ископаемых.
2. Право недропользования является производным от права собственности государства на недра и не является абсолютным, т.е. имеет пространственные и временные границы, а также имеет иные границы права и особые условия. По этой причине предоставляя право недропользования государство должно определить объем предоставляемых прав, условия их осуществления, границы участка недр, в отношении которых эти права могут осуществляться и т.д. В этой связи право недропользования не может существовать без средств идентификации (индивидуализации) указанных свойств в отношении отдельно взятого участка недра, следовательно, оно может возникнуть только на основании соответствующего средства его идентификации (индивидуализации), которыми, согласно Кодексу о недрах, являются контракт или лицензия.
Также ключевым для субъектов отношений в сфере недропользования является оборотоспособность права недропользования.
Так право недропользования может приобретаться как непосредственно у государства, так и в результате гражданско-правовых сделок или в порядке правопреемства (при реорганизации юридического лица или наследовании). Возможность оборота права недропользования, позволяет государству, не нарушая конституционную норму об исключительности права собственности государства на недра, вовлекать в экономический оборот свои недра, извлекать из этого экономическую выгоду в виде привлечения инвестиций, налогов, обеспечения занятости.
3. П. 1 устанавливает, что право недропользования может возникать на основании контракта или лицензии. Кодекс о недрах, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не относит к основаниям возникновения права недропользования на добычу ОПИ для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретение права собственности или права землепользования на земельные участки в связи с тем, что такая добыча не отнесена к операциям по недропользованию (п. 4 ст. 237). Не относит Кодекс о недрах к основаниям возникновения права недропользования также разрешения.
Таким образом, Кодекс о недрах предусматривает только два основания возникновения права недропользования, а именно, контракт или лицензию.
П. 2 ст. 20 устанавливает 3 способа приобретения права недропользования. Первый способом является предоставление права недропользования. Хотя Кодекс о недрах не раскрывает, что подразумевается под предоставлением права недропользования, но исходя из исторического контекста необходимо понимать, что в данном случае предоставление подразумевает предоставление его государством, как собственником недр.
Вторым способом приобретения права недропользования является его переход на основании гражданско-правовых сделок.
К третьему самостоятельному способу приобретения права недропользования подп. 3) п. 2 комментируемой статьи относит переход права недропользования в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица, за исключением преобразования либо наследования.
Редакцию подп. 3) п. 2 комментируемой статьи следует признать не удачной, поскольку из нее следует, что при преобразовании юридического лица либо наследовании не имеет место переход права недропользования в порядке правопреемства. Однако, это не соответствует иным положениям Кодекса о недрах и концепции Кодекса в целом по вопросу о приобретении права недропользования.
Так, в подп. 9) и 10) п. 2 ст. 44 Кодекса установлено:
"2. Разрешение компетентного органа, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не требуется в случае:
9) перехода права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, в порядке правопреемства на основании передаточного акта при преобразовании юридического лица;
10) перехода права недропользования (доли в праве недропользования), объектов, связанных с правом недропользования, в порядке наследования;"
Таким образом, при преобразовании юридического лица и наследовании также имеет место переход права недропользования. Однако, для такого перехода не требуется разрешение компетентного органа.
Являясь по своей природе вещным правом, право недропользования может возникать на основании контракта или лицензии. Контракт и лицензия имеют разную правовую природу. Контракт является гражданско-правовым договором. Лицензия, на наш взгляд, по своей природе является административным актом.
Различная природа основания возникновения права недропользования определяют специфику регулирования возникающих отношений. В первом случае условия права недропользования определяются договором, во втором – административным актом. Вместе с тем, следует отметить, что и в том, и в
другом случае возникают гражданско-правовые отношения. Так, контракт и лицензия являются основаниями возникновения вещных (право недропользования) и обязательственных отношений. Могут возникать и публично-правовые отношения, связанные с охранной недр и окружающей среды, рациональным использованием недр и др.
Следует также отметить, что условия осуществления операций по недропользованию определяются не только контрактом или лицензией, но и проектными документами, а также применимыми нормами законодательства (статьи 23, 24, 25, 26 и др. Кодекса о недрах).
Право недропользования обладает особым правовым режимом в силу того, что оно является производным от права собственности государства. Однако, в отличие от недр, находящихся в собственности РК, которые являются неотчуждаемыми, ст. 20 допускает оборот права недропользования. Исключения из этого предусматриваются Кодексом о недрах (п. 2 ст. 40).
Обращает на себя внимание то, что при предоставлении права недропользования выдается лицензия или заключается контракт. Наряду с этим, в соответствии с п. 3 ст. 74 Кодекса государственное геологическое изучение недр проводится на основании договора, заключаемого между уполномоченным органом по изучению недр и подрядчиком в соответствии с законодательством РК о государственных закупках. Однако нужно учитывать, что на основании договора на геологическое изучение недр не возникает право недропользования, а указанный договор не является контрактом на недропользование. Следует также обратить внимание на то, что государственное геологическое изучение недр проводится на основании договора, заключаемого в соответствии с законодательством о государственных закупках, а не Кодексом о недрах. Более того, в ст. 22 Кодекса о недрах государственное геологическое изучение недр не отнесено к видам операций по недропользованию. Поэтому противоречия между ст.ст. 74 и 20 Кодекса о недрах не возникают.
С учетом того, что положения подп. 3) п. 2 ст. 20 и подп. 9) и 10) п. 2 ст. 44 Кодекса противоречат друг другу и исключение преобразования юридического лица и наследования из способов приобретения права недропользования является нарушением имущественных прав недропользователя, необходимо, на наш взгляд, из подп. 3) п. 2 ст. 20 исключить слова ", за исключением преобразования либо наследования.".
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин